Тревога - любовный рецепт. Психоанализ Лакана.

Тревога - любовный рецепт. Психоанализ Лакана.

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин Семинар о тревоге отмечает поворотную точку в развитии мысли Лакана с нескольких точек зрения. Во-первых, Лакан, ничего об этом не говоря, оставляет свою теорию о том, что бессознательное структурировано как язык. Также он прекращает попытки отождествить теорию Фрейда со своей собственной. Он развивает несколько новых оригинальных идей относительно тревоги, и некоторые из них представляют большой интерес, например, связь между кастрационной тревогой и нарциссизмом; другие же, такие как отрицание существования сепарационной тревоги, абсурдны. Главная точка расхождения Лакана с Фрейдом, его неприятие внутреннего мира, также ясно проявляется на этом семинаре. Семинар о тревоге , проходил в течение —3 академического года.

Виктор Мазин о книге Ренаты Салецл «О страхе»

Ален Бадью условно разделяет творчество психоаналитика на три периода [ За это ряд критиков обвиняли Лакана в попытках превратить психоанализ в своеобразную языковую игру, мало пересекающуюся с лечением неврозов. Как раз в это время в фокус его внимания попадает регистр реального, и он разрабатывает клинику наслаждения в дополнение к клинике означающего , подчеркивая тем самым, что психоанализ не исчерпывается одними интерпретациями и работой со словами. Напротив, он воздействует на реальное при помощи аналитических актов, одним из которых является интерпретация.

Лакан в семинаре «Тревога» продолжает анализировать тревоги, ушли в социальный дискурс, призывая к ответственности за страх.

Неофрейдизм , Психоанализ автор: Говоря об этом потенциале, я отношу его не только к клинической картине фобии, рассмотренной в этой работе Фрейда, но и к неврозу в целом, более того, - к психическому функционированию в целом. При этом, очевидно, я буду ссылаться не только на оригинал, но и на работы Лакана, показывая, какие прояснения он привнес в его прочтение.

Своим прочтением он помогает нам уточнить понимание некоторых ключевых моментов этой экстраординарной работы Фрейда. Прежде всего, Лакан привлекает наше внимание к тому, как надо подходить к случаю в целом, отмечая и погрешности, которых стоит избегать в клинической практике. Конструкции этого ребенка, - Лакан сравнивает их с мифами, - можно свести к определенному числу составляющих, каждое из которых должно быть сначала выделено и затем рассмотрено в его отношении к другим означающим.

Иначе говоря, ни одно из означающих не имеет какого-либо отдельного односмыслового значения. Итак, последуем за Гансом и его отцом, читая текст вместе с Фрейдом и Лаканом. Итак, мать не поняла, что вопрос Ганса касался различия полов. Более того, ответ матери прозвучал как отрицание этого различия.

Маленький Ганс Лакана

Она противостоит эмпирическому и прагматическому взгляду на как на фиксированную, целостную сущность, которая детерминирована, если и не божественно, то генетически или нейрофизиологически. В то время как лакановское или до-вербальное, нарцистическое я едино, субъект, напротив, расщеплен на сознательную и бессознательную части. В своих текстах Лакан придает значительно большее внимание проблеме субъективности, чем любой психической функции .

На протяжении всех своих работ Лакан стремится разоблачить общую иллюзию, идентифицирующую с субъектом.

Лакан связывал рождение психоанализа с викторианским временем, так как . Вызываемый Медузой ужас — это страх кастрации, который связан с.

Кроме того, Фрейд подвергает философию критике за систематизацию, граничащую с паранойяльным бредом, да и, конечно, за пренебрежение к бессознательному. Несмотря на то, что у Лакана с философией складываются куда более близкие отношения, и здесь не все так просто. С одной стороны, Лакан, вслед за Фрейдом, противопоставляет психоанализ тотальным моделям философских систем, и связывает философию с властным дискурсом Господина, с другой стороны, отсылок к философам у него куда больше, чем у Фрейда.

Психоанализ подрывает эту формулу, указывая на то, что лежит у истоков иллюзии, ведь я мыслю там, где я не есть, и, значит, я есть там, где я не мыслю. Мысль приходит мне в голову. Мыслит не субъект, мыслит другое место. И место это зависит от той ситуации, в которую попал субъект. В начале х годов философский интерес Лакана не ограничивается Спинозой и Декартом. Ему важна и современная философия. Его привлекают и Ясперс, и Гуссерль.

Впоследствии отношение Лакана к феноменологии станет критическим. Постепенно в поле зрения Лакана попадают феноменология Хайдеггера, а также Маркс и Гегель. От монизма Спинозы, в котором личность предстает как единство, заключающее в себе и норму, и патологию, он обращается к монизму гегелевскому, в котором место личности занимает самосознание.

Обзор семинара Лакана о тревоге. Жильбер Диаткин

Психоаналитическая школа Психоаналитическая школа — объединение психоаналитиков, близких по своих теоретическим взглядам, клинической технике и этическим принципам. В силу того, что аналитическое знание не может развиваться и распространяться через университетскую, научную или медицинскую систему, школа является оптимальным образованием, в котором — через личный анализ, семинары, картели и клинические ателье — возможно обнаружение знания в его субъективном измерении, исключающее простую передачу от учителя к ученику.

Отличительной особенностью школы является дискурс, содержащий не только теоретические выводы, но и предполагающий особое отношение к субъекту в аналитическом процессе, собственную технику психоанализа и способ осмысления клинического материала и формы работы с ним.

Фрейд задается целью распознать жуткое в пределах того, что вызывает страх. Для Лакана жуткое станет ключом к пониманию страха.

Само чувство влюбленности сопровождается страхом, который, кстати, может даже перевесить любовный интерес. Поставьте фотографию любимого человека перед собой. Получилось, что она написала любовное письмо себе самой.

Психоанализ как развивающаяся система

Фрейда, ранняя и зрелая. Лакана ! Итак, что же это за неотвратимая опасность, от которой прошибает холодный пот и отнимается голос, так ли мы бессильны и беззащитны перед ней - перед тревогой? Место автора эпиграфа на этот раз занял не психоаналитик, а философ:

Ж. Лакан. Я использую данны рассуждения для того, чтобы вы . страх перед всем, что было связано с диалектико настолько силен, что.

Человек постепенно начал обобщать и прогнозировать аспекты своего существования, анализировать тот факт, что"вчера я жил — сегодня живу — значит, и завтра буду жить". А обобщения и прогнозы побуждают как-то задуматься хотя бы о том,"КАК я завтра буду жить", - и в конце концов о том,"а буду ли я завтра жить вообще". Вот последнее — страшно. Точнее, страшно даже подумать о том, что"завтра, послезавтра, когда-то в будущем меня может не быть" Страх смерти, страх мыслей о смерти — по сути дела это оборотная сторона инстинкта самосохранения.

У животных такой инстинкт есть, но"страха смерти" нет — потому, что животные, как, кстати, и маленькие дети, и инфантильно мыслящие некоторые взрослые — в основном живут сегодняшним днем. Инстинкт оберегает их от потенциальной сегодняшней опасности; но лишь стоит избежать опасности — то, что угрожало, уже и забыто. До следующего момента угрозы. Человек же постепенно начал, скажем так, обобщать и прогнозировать аспекты своего существования, анализировать тот факт, что"вчера я жил — сегодня живу — значит, и завтра буду жить".

И по сути дела, то, что"завтра буду жить" — это продолжение привычного модуса существования и в общем доставляет какие-то приятные ощущения хотя бы ту же стабильность. Точнее, страшно даже подумать о том, что"завтра, послезавтра, когда-то в будущем меня может не быть". Ведь смерть — это прежде всего для многих людей переход в другой непонятный статус — непонятность-то чаще всего и страшит. Перемена"неизвестно на что". И вот тут человеческий инстинкт самосохранения, подкрепленный стремлением к прогнозу и анализу будущего хотя бы на несколько дней вперед, а также желанием"чтобы ничего круто не менялось", на бессознательном уровне как бы говорит:

Структурализм. Часть 3

Вопрос, которым нам следует задаться: Истерия и навязчивость В своих ранних работах Фрейд делал несколько попыток определить навязчивость и истерию на основании крайне специфического способа людей реагировать на ранние первичные сексуальные переживания: Для аналитиков, которые признают фундаментальную важность сексуальности, в её широком фрейдовом понимании 10 , возможность различения пациентов на основании фундаментального различия в их отношении к сексуальному представляется крайне важным вкладом.

«Теория и клиника Эдипова комплекса»; «Теория страха»; «История Курс основан на теоретических положениях Фрейда З., Лакана Ж. и Дольто Ф.

Структурное измерение Бытие-для-других Реальное выступает как некоторое доязыковое бессознательное, опыт до всяких категорий — это тот хаос впечатлений, ощущений, состояний, влечений и чувств, в котором живет новорожденный младенец до того времени, когда под контролем взрослых, под влиянием культуры и при участии языка он начинает выражать свои переживания с помощью знаковых средств - жеста, осмысленных слогов, слов-наименований, слов-понятий и культурных образцов поведения.

В нем открывается главная функция этой стадии — ребенок устанавливает связи между организмом и реальностью через усвоения образа своего тела. Символическое - это структурный уровень языка и социальных отношений. Узловым моментом является исходная эдипова ситуация, от которой зависят первые формы социальных взаимодействий ребенка. Сама природа Символического состоит в том, что это структурирующее начало, некий порядок, место культуры. Структурированное, упорядоченное бессознательное желания Реального обретает символические формы для выражения, или, в терминологии Лакана, невыразимая реальность бессознательного, означаемое, находит для себя означающее.

Этот порядок ведет за собой появление еще одного важного понятия — Другого с большой буквы. Стоит отметить, что в С. У Лакана Другой определяется строго психоаналитически, как источник и одновременно результат процессов вытеснения и сопротивления. Я и Другой диалектически связаны между собой, а истоки этой связи коренятся в невозможности осознать и принять истину своего существования Реальное.

Конечно, Я действительно располагается в месте того достаточно бедного синтетического образования, к которому субъект сводится в собственном о себе представлении, но оно в то же время являет собой и нечто иное, оно находится и в другом месте, оно имеет и другой источник"].

О страхе смерти

Жак-Алан Миллер Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда"" Целью настоящего семинара является создание некоего механизм - что-то вроде того поворотного круга, который применяется для распределения подвижного состава на железнодорожных путях. Механизм этот мог бы послужить нам для решения целого ряда задач.

Во-первых, он позволил бы должным образом разграничить и связать между собою отдельные части наследия Фрейда. Во-вторых, он позволил бы разграничить и связать между собою все построения, выработанные в процессе эволюции лакановского учения.

Говоря о симптоме, я собираюсь совершить возвратны от Лакана к Работа была переведена на русски"Торможение. Симптом. Страх".

В поисках истины Лакан обращается к психоанализу и философии. Кроме того, Фрейд подвергает философию критике за систематизацию, граничащую с паранойяльным бредом, да и, конечно, за пренебрежение к бессознательному. Несмотря на то, что у Лакана с философией складываются куда более близкие отношения, и здесь не все так просто.

С одной стороны, Лакан, вслед за Фрейдом, противопоставляет психоанализ тотальным моделям философских систем, и связывает философию с властным дискурсом Господина, с другой стороны, отсылок к философам у него куда больше, чем у Фрейда. Психоанализ подрывает эту формулу, указывая на то, что лежит у истоков иллюзии, ведь я мыслю там, где я не есть, и, значит, я есть там, где я не мыслю. Мысль приходит мне в голову. Она приходит из разных сцен, из разных мест, — сказал бы Лакан. Мыслит не субъект, мыслит другое место.

И место это зависит от той ситуации, в которую попал субъект. В начале х годов философский интерес Лакана не ограничивается Спинозой и Декартом. Ему важна и современная философия. Его привлекают и Ясперс, и Гуссерль.

Фантомас на дне рождения Лакана


Жизнь вне страха не только возможна, а совершенно достижима! Узнай как избавиться от страхов, нажми тут!